Инструменты и способы выделения объектов в "Adobe Photoshop"

 

С момента развития цифровых технологий в фотографии последующая программная обработка изображений приобретает всё большее значение. Каждый владелец цифровой камеры или сканера рано или поздно сталкивается с необходимостью коррекции сделанных или отсканированных снимков, будь то исправление ошибок экспонирования, удаление ненужных артефактов или даже создание коллажей. Для получения наилучших результатов разумно обратиться к профессионалам, но в некоторых случаях можно справиться и самостоятельно. Так или иначе, многие предпочитают сами попробовать свои силы в этой увлекательной, но сложной сфере. Некоторым базовым знаниям и принципам работы в "Photoshop" мы посвятим несколько статей. Возможно, вы найдёте в них для себя что-то новое и интересное.

Без сомнения, главным инструментом реставратора и ретушёра в работе с "Фотошоп" являются инструменты выделения. Никакая точечная работа невозможна без чёткого и уверенного владения ими. Хороших результатов в работе можно добиться лишь при понимании специфики использования каждого из них и нюансов работы с ними. Некоторые из них будут описаны ниже.

Не секрет, что большинство новичков в сфере цифровой обработки изображений пытаются все операции выделения свести к "Волшебной палочке" ("Magic Wand") и "Лассо", стремясь максимально упростить и ускорить процесс. Но зачастую это приводит лишь к очень грубым и совершенно неудовлетворительным результатам. Почти с каждой новой версией "Фотошоп" разработчики добавляют в арсенал пользователей один-два инструмента, которые, по идее, должны облегчить работу в программе – но незнание специфики этих инструментов сводит их усилия на нет.

Прежде, чем браться за работу и потратить время (а выделение сложного объекта, скажем, инструментом "Лассо" может занять пару часов), стоит потратить несколько минут для анализа и оценки материала. Особо важными являются следующие моменты:

  • цель и задача выделения. То, что годится для обработки фотоснимка с целью усиления эмоционального воздействия, вряд ли поможет при "вырезании" объекта для создания коллажа;
  • однородность тона и цвета выделяемого объекта. Нет никакой необходимость сосредоточенно обводить однотонное небо – и даже небо с небольшими облаками;
  • контрастность границ контура и чёткость границ;
  • сложность геометрической формы;
  • наличие важных деталей по контуру или некоторой "абстрактности" формы. То, что допустимо при выделении на фото какого-нибудь камня, может стать причиной серьёзных увечий при выделении фигуры вашей подружки.

Эти пункты необходимо оценить для выбора адекватных средств и инструментов, которые позволят сэкономить вам время и нервы. После этого можно приступать к работе.

Начнём мы, однако, не с панели инструментов, где лежат любимые народом "волшебная палочка" и "магнитное лассо", а с меню "Select". Помимо ненужных нам в данном случае команд "Select" и "Reselect" (обе выполняются единственным нажатием "горячих клавиш", которые любой "фотошопер" должен знать как свои пять пальцев), там находится команда "Select color range", которая позволяет выбрать определённый цветотональный диапазон. В этом плане команда напоминает работу "Волшебной палочки", но лишь напоминает. Работа команды "Select color range" несравнимо более контролируема, гибка и наглядна. Вы сразу видите получаемый результат, и можете подкорректировать его до того, как примените команду. Вы можете отрегулировать захватываемый тональный диапазон ползунком "fuzziness", избирательно добавить или наоборот, удалить определённый тон и оттенок из области выделения, а также просмотреть маску полученного выделения – и не в крохотном окошке предварительного просмотра, а непосредственно на самом изображении.

Сходным образом работает клавиатурная команда "ctrl + alt + ~" – но выделяет она только один тональный диапазон: света (highlights), и вообще не имеет никаких настроек. Несмотря на это, полезность команды очень высока: чтобы вернуть детальность несколько "проваленным" светам, или напротив, обработать весь остальной диапазон, просто инвертировав выделение командой "ctrl + alt + I".

"Magic wand". Несмотря на всю привлекательность идеи выделения одним кликом мыши, инструмент очень капризный и достаточно непредсказуемый. Из регулируемых параметров практически полезны два: "Tolerance", определяющая диапазон сэмплируемого тона (чем меньше число, тем уже выделяемый диапазон), и "флажок" "Contiguous", определяющий, будет ли "Фотошоп" выделять указанный тоновый диапазон по всему изображению, или только те участки, которые непосредственно граничат с указанной вами областью. Наилучшая сфера применения "волшебной палочки" – изображения с индексированными цветами или однотонные площади, для которых точность выделения абсолютно неважна.

Инструменты группы "Лассо" совершенно неоднозначны по своей природе и значимости. Старое доброе "Лассо" – абсолютный пережиток Каменного Века обработки изображения. Для чего оно нужно сегодня? – Абсолютно ни для чего. Как элемент инструмента "Патч" – да, но как самостоятельный инструмент "Лассо" практически совершенно бесполезно. Забудьте о нём навсегда, если только вы не настолько виртуозно владеете "мышью" или даже планшетным пером, чтобы в одно движение выделить хотя бы самую простую форму, будь то круг или квадрат. Единственная сфера, где "Лассо" может быть полезно - грубое приблизительное выделение, полезное в достаточно необщих случаях.

"Магнитное лассо" – относительно новый инструмент. Полезность его находится примерно на уровне "Волшебной палочки": концептуально красивая идея, сулящая увеличение скорости работы и облегчение труда. На деле же слишком часто попытка его использовать без предварительного освоения тонкостей и нюансов превращается в пустую трату времени. Инструмент хорош для выделения объектов с чёткими, контрастными краями, подобными тем, что появляются при чрезмерном использовании "Unsharp Mask", с выраженными тональными переходами. Чёрный квадрат на белом фоне "Магнитное лассо" способно выделить безукоризненно точно и очень быстро даже с дефолтными настройками. Для более сложных случаев придётся поэкспериментировать с настройками, а главное – обзавестись значительным опытом в работе с этим инструментом.

Основной "рабочей лошадкой" для большинства работающих в "Фотошоп" был и остаётся инструмент "Polygonal Lasso", применяемый в большинстве случаев. Количество настроек у него совсем мало, и ни одна из двух по сути не относится непосредственно к процессу выделения. Тем не менее процесс пошагового выделения объекта, полностью контролируемый непосредственно исполнителем – наиболее надёжен, хотя и отнимает, как правило, массу времени, отводимого на обработку изображения. Однако по степени удобства в использовании "Polygonal Lasso" значительно уступает инструменту, который, казалось бы, не предназначен для выделения вообще, но оказывается удивительно полезен. Этот инструмент - "Pen" ("Перо"), с помощью которого можно делать отличные и легко корректируемые векторные маски, которые в дальнейшем при необходимости можно растеризовать.

Есть ещё несколько более сложных комплексных методик выделения, использующих технику маскирования. Для создания высокоточной маски применяются достаточно неочевидные для новичка средства в сочетании с традиционными средствами выделения объекта. К примеру, можно выбрать один из цветовых каналов, где выделяемое изображение выглядит наиболее контрастно, создать на основе его альфа-канал, и дополнительно усилить этот контраст как традиционными командами типа "Curves" (или "Levels"), или используя режимы наложения в командах "Apply Image" и "Calculations" в сочетании с ручной дорисовкой и закрашиванием нужных областей маски, итп. Эти способы достойны рассмотрения в отдельной статье, и возможно, мы рассмотрим их в одной из следующих статей.

Не стоит и забывать о режиме "Quick Mask" ("Быстрая маска"), позволяющем производить сложные выделения любым инструментом рисования, а также корректировать уже созданные выделения. Особенное значение работа с маскированием получает, если вы работаете над созданием фотореалистичного коллажа или монтажа, с сохранением присущего любой фотографии эффекта фокусировки.

Большим подспорьем в работе также является владение командами, модифицирующими уже сделанное выделение (feather, expand, contract итд). С их помощью можно добиться некоторых результатов, сложно достижимых другими способами (и более энергозатратными к тому же). Начиная с версии CS3 все эти функции были объединены в одну команду - "Refine Edge", значительно упростившую операции коррекции выделений (да ещё и с возможностью сразу же оценить результат).

Возьмите себе за правило в обязательном порядке сохранять единожды сделанное выделение в альфа-канал: это избавит вас от многих проблем с повторным выделением, коррекцией итп. Это ненамного "утяжелит" ваш рабочий файл, а удалить ненужные альфа-каналы вы всегда успеете.

Главное же, что стоит усвоить в самом начале обучения техникам обработки изображений: нет "волшебной кнопки", которая позволила бы получить мгновенный результат без усилий со стороны человека. Нет единого инструмента на все случаи жизни. Есть целый арсенал средств, каждое из которых требует понимания принципов его работы и условий его применения. А наилучший результат достигается, чаще всего, при применении нескольких средств и инструментов, задействующих всю программную мощь вашего редактора.